воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Психологическая готовность ребенка к обучению чтению


Вместо вступления
Последние несколько десятилетий мы наблюдаем в обществе бум раннего обучения чтению. Для взрослых ребенок становиться элементом некоего престижа. Это толкает родителей к тому, чтобы все раньше и раньше пытаться научить своих детей читать. За требованиями родителей подтягиваются педагоги детских садов. На этом можно заработать деньги. Кроме того, престиж детского сада, который использует программы раннего обучения выше, чем тех учреждений, которые этого не делают. Особым вниманием сегодня пользуется и целый ряд переводных книг, например, книги Глена Домана и Сесиль Лупан, которые советуют как обучать малышей  буквально с  колыбели. Все это оказывается питательной средой для раннего обучения чтению. Но в то же время мы часто слышим от родителей и специалистов сетования на то, что школьники не любят читать, у них нет интереса к чтению. Возникает некий парадокс: начали учить читать рано, но в то же время интерес к чтению куда-то исчез. Некоторые приписывают это исключительно влиянию телевидения, компьютеров, но я думаю, что проблема здесь значительно глубже, она заключается в психологической готовности ребенка к обучению этому совершенно новому для него навыку, новому для него языку.

Готовность - прежде всего своевременность
     Характер построения, стилистика письменного и печатного текстов различны. И когда ребенок пытается читать самостоятельно, он сталкивается не только с техническими проблемами перехода от одной символической системы к другой, а с проблемой понимания стилистики совершенно нового для него рода текстов - текстов печатных.
      Что значит готовность ребенка к обучению чтению? Это, прежде всего, своевременность. Детство это  не подготовка к будущей зрелости. Каждый период детства, имея свое качество, своеобразие, как бы вкладывает в копилку развития ребенка что- то уникальное именно для определенного возраста. Сегодня начинают обучать чтению в четыре, три, и даже в два года. Вспомним данные возрастной психологии. В частности, то, что ребенок до четырех - пяти лет мыслит преимущественно образами, что  правое полушарие доминирует над левым, что ребенок преимущественно синкретически воспринимает мир, а не аналитически. И если  соотнесем это с тем, на какую психологическую базу опирается навык чтения, процесс самостоятельного чтения, то оказывается, что они не очень то стыкуются между собой.  Как дети учатся сами и как их обычно учат - от буквы к слиянию, затем к целому слову и к фразе, т.е. от части к целому, от анализа к синтезу. Это довольно сложный для определенного возраста процесс. А, кроме того, вообще  восприятие через эту новую символическую систему для ребенка где-то до четырех - пяти лет не близкий, не родной для него процесс.

Обучение или игра?
   Если мы начинаем учить ребенка чему- то это всегда происходит за счет чего- то. Если мы увлекаемся обучением чтению: сначала - кубики с буквами, затем запоминание алфавита, чтение – значит, мы вытесняем из жизни ребенка игры. Игры совершенно другого плана – образные, с фантазией, с воображением, сюжетно – ролевые. Значительное время уходит на книгу -  или ребенок читает, или ему читают, его учат буквам. И когда маму спрашиваешь: « Во что вы играете?» Она говорит: «Сидим, читаем. » Это конечно хорошо, если говорить о чтении в слух, но если добавляется обучение, то из жизни ребенка вытесняется многое, в чем он остро нуждается именно в этом возрасте и, к сожалению, очень мало что добавляет ему. Всем известно из психологии, что есть синзитивные периоды развития, когда наиболее оптимально, эффективно усваиваются определенные навыки. И можно, конечно, если очень постараться,  приложив огромное количество сил научить чему – то намного раньше, но отдача от этого в последствии, в общем то, никакой. Выигрыша не в качестве не во времени не получается.


Готовность - созревание психологических предпосылок
Готовности,  это еще и созревание психологических предпосылок. И не только психологических, но и языковых. В частности надо иметь ввиду, что ребенок до определенного возраста даже устную речь понимает сугубо ситуативно, фрагментарно, опираясь на неречевой контекст. Речь литературная, письменные тексты, исключительно контекстные формы речи, не предполагающие опоры на ситуацию и понимание таких текстов у ребенка еще сложнее.  В практике работы я сталкивался с детьми, которые не любят, когда им читают в слух. И это первый признак, того, что у ребенка не все благополучно с развитием языковой системы. Ведь даже воспринимая печатный или письменный текст в озвученном  виде, он не понимает полностью того, что там говориться. И это происходит  даже не потому, что ребенок слышит новые слова, а потому, что эти  синтаксически,  грамматически сложные конструкции не перерабатываются ребенком так, что бы он понял их смысл.
 И если вновь говорить о возрасте, то у детей  4, 5 – 5 лет способность воспринимать и понимать речь становиться не так жестко привязанной к ситуации, как у детей 3, 4 лет, а речевые и письменные тексты в этом возрасте дети понимают намного легче.

Сначала символы, затем буквы
   Второе, что должно у ребенка появиться это способность оперировать графическими символами, начиная с пиктограмм и картинок. 
   До определенного возраста малыши воспринимают картинку как живое явление. А по существу это более простой символ, чем буквы. Кроме того, есть как бы другие формы символообразования и символоиспользования – символическая игра, феномен игрового замещения в сюжетно ролевой игре. Предметы заместители появляются у детей 3- 3, 5 лет, а символическая игра несколько раньше.
   Наконец есть еще чисто технические операциональные психологические механизмы, без которых сам навык чтения в той технике как это делается обычно усвоить достаточно сложно. Как читают дети? Буква, буква, буква, буква…, прочитав все буквы до конца, они синтезируют их в нечто целостное, в слово. Прежде чем синтезировать целое слово ребенок должен удержать в памяти этот ряд букв. Напомню, что дети до 4-х лет способны удержать в том же порядке 2-3 единицы, не более. Что такое буква? Это символ, обозначающий звук. Чтобы понять это нужно понимать, что такое звуковая сторона речи. Надо дозреть до осознания речи и языка как такового. Это тоже происходит где-то к 5 годам.

Все дети разные
 Дети развиваются по- разному, с разной скоростью. Есть определенный процент детей развивающихся с опережением возрастных показателей, со средними темпами и с некоторым запаздыванием. Например, к 6 годам от 5 до 10 % детей имеют явную неготовность к обучению грамоте. Это не только российские данные, но и данные западных ученых. По тем предпосылкам, которые я перечислил выше, эти дети проявляют признаки незрелости. Если начать работу раньше, примерно лет в 5, число незрелых детей будет еще больше в силу индивидуальных темпов развития. Где- то около 25 % . Иначе говоря, чем младше дети, тем больше среди них будет незрелых детей. И если огульно пытаться их обучать, то детям наноситься неповторимый вред. 

Чтение с удовольствием
   Удовольствия к чтению не появляется, потому что у ребенка нет готовности к чтению. При обучении возникает масса технических трудностей, преодолеть которые ребенок не всегда способен. Но  любимая мама или воспитательница предлагает почитать, позаниматься, как тут не пойти навстречу. Малыш старается угодить взрослому. Маме очень хочется и ребенок пойдет ей навстречу, даже если ему это трудно, даже через не хочу. Но потом, когда настает его время, ребенок, уже намучавшись с тем, что ему вовсе не мило, что уже  набило оскомину, не проявит интереса к чтению. Мы успеваем отравить плод еще до того, как ребенок вкусил его сладость.
.

Комментариев нет: